Охвативший страну экономический кризис ломает планы на ближайшее будущее и, к сожалению, это только начало. Однако выжить в кризис — реально, главное — подстроиться под новые обстоятельства при быстро изменяющихся условиях.
Мы собрали тезисы полезных статей от коллег, которые уже успешно применили способы выживания и делятся своим опытом, как сохранить клиентов, делать качественный продукт и не терять доход. И добавили кое-что от себя.
Текущее состояние экономики определяет успешность практически любой компании, и экономический кризис сказывается снижением платежеспособного спроса. Отличие нынешнего кризиса от, скажем, двух предыдущих (1998 и 2008 годов) в том, что этот кризис, по всей вероятности, будет L-образным, а не V-образным. То есть фундаментальные экономические и политические причины в РФ в ближайшие годы не сильно улучшатся, а может и продолжат только ухудшаться. И экономика будет стагнировать сильно и долго. А значит, спрос на рынке вряд ли в обозримом будущем вернется к докризисному состоянию. Веб-студиям не стоит рассчитывать, что скоро к ним снова начнут приходить толпы новых клиентов с большими заказами: рано или поздно кризис отразится почти на всех наших клиентах, а значит и на нас.
Методы выживания в кризис
Чтобы приспособиться к новым реалиям, веб-студиям необходима перестройка: изменение методов конкурентной борьбы и кадровой политики, снижение расходов и инфляционного риска, контроль себестоимости и пр.
- Специализируйтесь. Вам нужно понять, что вы делаете лучше всего, и сосредоточиться на этом. Не стремитесь «объять необъятное» и быть «комплексными диджитал-агентствами». Посчитайте рентабельность отдельно по каждому направлению бизнеса. Сосредоточьтесь на рентабельных, закройте низкорентабельные и убыточные. Сформулируйте свою уникальную "core competence" и сосредоточьтесь только на ней.
- Фиксируйте и контролируйте. Научитесь фиксировать количество и источники обращений клиентов в вашу студию, их судьбу, реальную трудоемкость проектов, загруженность ваших сотрудников. Контролируйте это в дальнейшем. Начните бороться с так называемой «атмосферой свободы» принятой во многих ИТ-компаниях, а именно с разгильдяйством и неорганизованностью ваших сотрудников. Введите четкую трудовую дисциплину, а всех, кто не захочет ей подчиняться, увольте.
- Отдавайте предпочтение работе с существующими клиентами. Регулярно интересуйтесь их делами, подумайте, что вы можете им предложить, чтобы помочь пережить кризисные времена. Выделите отдельного человека, который будет заниматься поддержкой и развитием.
- Не обещайте того, что не сможете выполнить. В кризис ситуация развивается стремительно, и сложно предвидеть, что произойдет через несколько месяцев. Прекратите инвестировать в проекты с неопределенной и долгосрочной окупаемостью. Не повторяйте наших ошибок :)
- Перейдите в более низкий ценовой сегмент рынка. Оптимизируйте свои расходы и общие принципы продакшена и вы сможете получать неплохой доход с недорогих заказов. Дорогие и долгие заказы первыми пойдут под нож. Кризис - время недорогих готовых решений и полуфабрикатов. Создавайте свои продукты, мы будем их продавать в Маркете. Или продавайте продукты из Маркета.
- Максимально оптимизируйте расходы: например, объедините некоторые отделы, сократите расходы на малоэффективных сотрудников, лишние площади в офисе, на печенье и конфеты, канцелярские товары, корпоративы, представительские, командировочные и т.д.
- Будьте готовы к сокращению половины ваших сотрудников. Должны остаться самые эффективные, мотивированные, лояльные, трудолюбивые. Часть сэкономленных денег можно использовать на поднятие им зарплат.
- Пользуйтесь аккаунтом на сайтах типа free-lance.ru. Предполагаю, что куча клиентов уйдет искать подрядчиков туда в надежде сэкономить. Активно мониторьте проекты, и вы сможете явно выигрывать на фоне фрилансеров.
- Начните работать с зарубежными заказчиками по субподряду (немецкими, американскими агентствами и пр.). Дешевый рубль делает вас привлекательнее в их глазах, чем, скажем, индусов.
- Изучайте быстро меняющиеся потребности клиентов, проводите глубокий анализ деятельности конкурентов. В любой кризис всегда есть небольшой процент гениальных компаний и менеджеров, которые придумывают что-то новое и востребованное - и они "выстреливают" и вырастают. Учитесь у них или будьте такими сами.
- Если вы регулярно проводите семинары, обновите их названия путем добавления в конец фразы «в условиях кризиса». Это привлечет потенциальных клиентов, которые хотят узнать про антикризисные меры. Предлагайте клиентам то, что можно реализовать быстро и недорого, получив быстрый эффект. Долгосрочные проекты и стратегии ваши клиенты сейчас покупать не будут.
Всем, кто интересуется экономикой, будут полезны ссылки на материалы, содержащие практические советы, как пережить кризис, а также размышления о состоянии рынка веб-разработки от наших друзей и коллег:
- Неофициальная экономика. Всем, кто хочет знать больше
- Макроэкономика, наши заблуждения, новые риски и возможности
- Что ждет рынок заказной веб-разработки
- Как региональной студии пережить кризис (на примере 2008 года)
- Андрей Терехов: Веб-студии в кризис — между Сциллой и Харибдой
- Как сохранить клиентов веб-студии в кризис
Надеемся, что перечисленные советы помогут вам в это непростое время!

Комментирование доступно только авторизованным пользователям.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите на сайт.